?

Log in

Previous Entry | Next Entry

На прошлой неделе в Москве случился настоящий транспортный коллапс. Именно в этот момент мы возвращались из поездки в Клин на фабрику ёлочных игрушек. Лил дождь, Москва стояла, свет фонарей преломлялся в каплях воды, становясь похожим на новогоднюю мишуру, мы обменивались впечатлениями от увиденного, вспоминали своё детство, самой чудесной и волшебной частью которого был Новый год, и мне вдруг очень захотелось узнать как можно больше о ёлочных игрушках и новогодней ёлке.


 

В моем детстве самым любимым временем было появление светящегося Деда Мороза на дверях ближайшего универмага и особый запах мишуры, который сразу заставлял искать прилавок, разделенный на ящички, доверху засыпанные стеклянными фигурками всех зверей на свете (у меня, например, среди прочих есть чудный розовый бегемотик в штанишках), закрученными в спираль сосульками, обсыпанными сверкающим снегом шишками и домиками, и, конечно, Дедами Морозами со Снегурками. Сколько неизъяснимо счастливых минут жизни было проведено за обтиранием этого прилавка. И мама, самая лучшая в мире, всегда говорила: «Ну, выбирай, что нравится». А потом мы шли домой с доверху наполненным пакетиком, который надо было нести осторожно, почти затаив дыхание, а по улице разносился запах еловых иголок и мандаринов. Приближался Новый год!
Кто из нас не зачитывался трагикомичным рассказом Михаила Зощенко «Ёлка», про то как, двое детей, сестра Леля и брат Минька, ждали на ёлку гостей?
« <…>А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка. И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку. А моей сестрёнке Леле было в то время семь лет. И она была исключительно бойкая девочка. Она мне однажды сказала:
— Минька, мама ушла на кухню. Давай пойдём в комнату, где стоит ёлка, и поглядим, что там делается.
Вот мы с сестрёнкой Лелей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки. Моя сестрёнка Леля говорит:
— Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке.
И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке. Я говорю: — Леля, если ты съела пастилочку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.
И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока.<…>».



Помните, чем все закончилось? Дети объели с ёлки все сладости, до которых могли дотянуться, переломали игрушки, предназначенные на подарки, и рассорились со всеми гостями…
Смешно и грустно… И очень интересно узнать, как, принято было украшать ёлку и устраивать детские праздники почти сто лет тому назад.

В детском саду и начальной школе моего детства мы клеили фонарики и цепочки из цветной бумаги, вырезали снежинки, а когда стали старше, делали игрушки из пустых яичных скорлупок. Надо было аккуратно проткнуть яйцо иглой и выпить содержимое, а скорлупу можно было превратить в петуха, рыбку или гнома. Странички с изготовлением елочных игрушек и новогодних костюмов очень долго были самыми любимыми для меня в маминой «Энциклопедии домашнего хозяйства» (страшно ценной и дефицитной по советским временам книги).


Та самая страничка из Энциклопедии…

А дома, когда наряжали ёлку, кроме покупных игрушек, мы заворачивали в фольгу грецкие орехи, а мама подвешивала на ниточках мандарины и несколько вкуснючих шоколадных конфет. Но до праздника конфеты не доживали, потому что мы с двоюродным братом потихоньку их съедали (почти как у Зощенко), а фантики аккуратно сворачивали, чтобы они висели дальше. Мы-то ведь ничего не трогали и понятия не имели, куда конфеты делись, наверное, их кто-то съедал, пока мы спали.


Вот они, родные… А еще «Белочка», «Красная шапочка», «А ну-ка, отними»…

А однажды мама взяла и подвесила в фантиках не конфеты, а аккуратно нарезанные кусочки черного хлеба. И мы тут же побежали ябедничать, что ее в магазине обманули и дали конфеты ненастоящие…

Все эти забавные истории – отзвуки древне-германского языческого обряда принесения жертвенных даров деревьям. С приходом христианства смысл традиции изменился: как и предрекал св. Бонифаций «на корнях срубленного языческого дуба произросла христианская пихта» и появился обычай украшать жертвенными дарами рождественское дерево. Изначально украшение это было очень простым, но глубоко символичным, тесно связанным с обрядами католической церкви: вафли – облатки для причастия, яблоки – запретный плод, вкушение которого стало причиной изгнания первых людей, Адама и Евы, из Рая, свечи – свет Божественной веры и Вифлеемская звезда на верхушке, как символ рождения Спасителя человеческого. Деревом была избрана вечнозеленая пихта, олицетворяющая христианскую победу Жизни над Смертью (мало кто знает, но именно пихта была рождественским деревом христианской Европы, иногда её заменяли на сосну, ценимую за длину и пушистость иголок). Неподалеку устанавливали Вертеп со сценой принесения Волхвами даров Младенцу Христу. А на площадях средневековых городов разыгрывались Мистерии – грандиозные представления из Новозаветной жизни. Все-таки народ во все века умел со вкусом повеселиться.


Рождественский вертеп. Храм прп. Марона Пустынника в Старых Панех

XVI веком датируются одни из первых письменных свидетельств, что под Рождество в Эльзасе (область на границе Германии и Франции) ставили маленькие ёлочки, украшенные яблоками и облатками. И если в других германских землях издавна был известен обычай подвешивать ёлочки или другие деревца к потолку (иногда макушкой вверх, а иногда – вниз), то в Эльзасе это всегда была только ель, и её не подвешивали, а, именно, ставили. По целому ряду письменных сообщений в XVI веке под Рождество Гильдии ремесленников Эльзаса устанавливали в городах Weihnachtsbaum, Рождественское дерево. Оно тогда не стало еще центром семейного праздника, а было городским и общественным обычаем. Украшали дерево по-разному: где-то на ветки вешали картофелины или яблоки, где-то – пряники, морковь или орехи. Праздничное убранство дополняли бумажные звезды, снежинки, гирлянды, фигурки ангелов. По окончании празднеств детям и беднякам позволялось снимать с дерева плоды и сладости.

Своим переселением в дома европейцев ёлка обязана знаменитому реформатору католической церкви Мартину Лютеру (1483-1546 г.г.).
Несмотря на то, что практически по всей Германии под влиянием Лютера Протестантизм изгнал из Церкви прежние обряды, необходимо было сохранить основу религиозной жизни и традиции. Главный западнохристианский религиозный праздник – Рождество – получил новое звучание, превратившись в торжество единения семьи. Считается, что Лютер, пораженный красотой сверкающих в лунном свете белоснежных елей в рождественский сочельник , срубил и установил в своем доме маленькую ёлочку, украшенную горящими свечами, как символ христианской вечной жизни и света христианской веры. С этого момента в Сочельник, накануне рождественского богослужения, ёлки стали устанавливать сначала в протестантских кирхах, а затем и в католических соборах.

В Википедии нашлись интересные сведения о том, что, на самом деле, Первую рождественскую елку установили в Риге. Доказательством этому стали документы, найденные в рижских архивах и самая старая в мире ёлочная игрушка.

Так что, датой рождения Рождественской Ёлки можно считать 1510 год.

Историки Christmas Archives International UK отмечают, что рижская ель была установлена на несколько десятков лет раньше, чем ёлка Лютера. К сожалению, о рижской ёлке известно совсем мало: она была установлена перед домом Черноголовых , а наряжали её мужчины в черных шапках. После праздника дерево было сожжено.

Постепенно, люди начали украшать и сами украшения. Пресные вафли сменились фигурными пряниками и печеньем, рядом с яблоками повисли орехи, завернутые в золотую и серебряную фольгу, и прочие сладости.



 
Почти так же выглядели яблоки и сахарные розы несколько веков назад

В XVII веке начали золотить еловые шишки и пустую яичную скорлупу, а из тонкого слоя чеканной латуни вырезать фигурки ангелов. В ход пошли бумажные цветы, вата, резные фигурки из дерева, оловянная проволока, закрученная спиралью, звезды из блестящей фольги, появилась первая мишура.

В XVII веке царь – реформатор Петр I не только обрил бороды боярам и переодел их в немецкое, да голландское платье, но и изменил порядок летоисчисления на Руси. Прежде мы вели счет годам от сотворения мира и начинали новый год с 1 сентября. По воле Петра, Московская Русь стала Российской империей, Царь – Императором, года начали считать от Рождества Христова, а новый год наступал с 1-го января. В ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года Россия парадом и фейерверком встретила наступление нового XVIII века. Вместе с другими европейскими причудами, ввел Петр I и обычай украшать дома елями и другими хвойными деревьями: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе» <…> А людям «скудным» <…> «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить <…> а стоять тому украшению генваря в первый день».
Впрочем, прошло еще 100 лет прежде, чем этот обычай укоренился в России.

Ко второй половине XVIII века в Европе стало принято не только наряжать ёлку, но и устраивать особый детский праздник. И.-В. Гете писал в своем невероятно популярном романе «Страдания молодого Вертера», изданном в 1774 году: "Она приводила в порядок игрушки, которые приготовила к празднику своим младшим братьям и сестрам. Он заговорил о том, как обрадуются малыши, и припомнил те времена, когда неожиданно распахнутые двери и зрелище нарядной ёлки с восковыми свечами, сладостями и яблоками приводило его в невыразимый восторг".

В Сочельник, накануне Рождества, ель, втайне от детей, вносили в дом и устанавливали в самой просторной комнате на столе, накрытом белой скатертью.



Позднее, в моду вошли высокие ёлки, которые устанавливали на полу, вставляя ствол в крестовину. Наряжали ёлку и комнату, раскладывали подарки, накрывали праздничный стол только взрослые, детям категорически запрещалось входить туда. Это были самые мучительные часы в детской жизни: малыши сидели в темной детской и гадали о том, что происходит в парадной зале, и только самые отважные решались подглядывать в замочную скважину.



Наконец, на ёлке зажигали свечи и торжественно распахивали праздничные двери перед детьми. Это был самый волнительный момент праздника, момент неистового детского восторга и счастья, высшая награда за многочасовое томительное ожидание, что так чудесно описал Эрнст-Теодор Амадей Гофман в своей самой новогодней, полной таинственной прелести, сказке «Щелкунчик и Мышиный Король»: «Двадцать четвёртого декабря детям советника медицины Штальбаума весь день не разрешалось входить в проходную комнату, а уж в смежную с ней гостиную их совсем не пускали. <…> Совсем стемнело. Фриц и Мари сидели, крепко прижавшись друг к другу, и не смели проронить ни слова; им чудилось, будто над ними веют тихие крылья и издалека доносится прекрасная музыка. Вдруг светлый луч скользнул по стене. И в то же мгновение прозвучал тонкий серебряный колокольчик: "Динь-динь, динь-динь!" Двери распахнулись, и ёлка засияла таким блеском, что дети с громким криком: "Ах, ах!"? замерли на пороге. <…> Большая ёлка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пёстрые конфеты и вообще всякие сласти. Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звёздочки, сверкали на темных ветках, и ёлка, залитая огнями и озарявшая все вокруг, так и манила сорвать растущие на ней цветы и плоды». Сказка эта стала основой либретто для гениального балета Петра Ильича Чайковского. Какую музыку вы вспоминаете, услышав слова «Новый год»? Уверена, восхитительный «Вальс цветов».



Наступал праздник – дети пели, читали стихи, водили хороводы, а в конце получали зеленую красавицу в своё полное распоряжение: ни одной игрушки, ни одной сладости не оставалось на ветвях, да и сама ёлка варварски раздиралась на мелкие хвоинки, так, что поначалу, дольше одного вечера она в доме не жила. Со временем страсти поутихли и «ощипывать» ёлку перестали, но традиция её «грабить», снимая сладкие украшения и игрушки, останется, наверное, навсегда.

Все, что было модно в Европе, сразу же перенимали в московской Немецкой слободе. Там ёлка быстро прижилась и именно в Москве (чем мы можем искренне гордиться) в 1818 году, великая княгиня Александра, супруга будущего императора Николая I, нарядила первую ёлку для своей семьи, и только на следующий год — в Аничковом дворце в Петербурге. А в 1828 году, в своем дворце, уже императрица Александра Федоровна устроила детский праздник, «Ёлку», без которого отныне стало невозможно представить себе празднование Рождества Христова.


Императрица Александра Федоровна (принцесса Шарлотта Прусская)

Первым новую традицию подхватил, конечно же, петербургский Высший Свет, но и менее знатное общество не осталось в стороне. На рождественские праздники во дворец, посмотреть на царскую ёлку, пускали по несколько тысяч человек, а уж они рассказывали об этом всем, кого знали, да и сами стали заводить царский обычай у себя в домах.

Одно из первых в России упоминаний о рождественской ёлке появилось 23 декабря 1839 года в супер модной петербургской газете того времени «Северной пчеле», обратившей внимание своих читателей на то, что в самой популярной кондитерской города «у гг. Беранже и Вольфа нет рождественских ёлок», а «в кондитерской Доминика (на Невском проспекте, в доме Петровской церкви) и в кондитерской Пфейфера ёлки прелестно убраны и изукрашены фонариками, гирляндами, венками, барельефными изображениями…».



В рассказе «Ёлка и свадьба», опубликованном в 1848 году, Ф.М.Достоевский написал, что герой пять лет назад был приглашен на новогодний детский бал с ёлкой. Так, что с уверенностью можно сказать, что Петербург ёлку принял и полюбил. А вот Москва с её верностью традициям добродушной старины немецкое новшество долго не принимала, по воспоминаниям А. М. Ремизова, "ни у простого народа, ни в старинных домах старого уклада нет такого рождественского обряда, чтобы в святые вечера зажигать ёлку ... И вот по себе скажу, – наставленный по московской старине нашей, я не знал в детстве никакой рождественской ёлки ... И совсем уже взрослым (т.е. в конце XIX в.) я увидел в первый раз ёлку, её зажгли у нас после всенощной в рождественский сочельник".



Заготовка ёлок стала одним из доходных заработков для крестьян из пригородных деревень. За неделю до Рождества у Гостиных Дворов, на площадях и рынках начиналась бойкая торговля - «Ёлочные базары». В Петербурге базары устраивались у Гостиного Двора, на Сенной площади, на 4-й линии Васильевского острова. В Москве — у Охотного Ряда и на Театральной площади. Продавались деревья на любой вкус: от самых маленьких, которые можно было поставить на стол, до могучих красавиц, достойных украсить собой парадные залы дворца. Были даже, ярко-зеленые искусственные ёлки, тоже находившие своих почитателей.

 
Елочный базар у Никольского рынка. СПб. 1913. К. Булла. ЦГАКФФД СПб


А вот в самих в крестьянских избах ёлки не прижились, считаясь пустой господской забавой. Народ продолжал традиционно праздновать святки, колядовать, петь рождественские песни и рядиться в козлиные, да медвежьи маски и вывороченные наизнанку тулупы.

 

Рождественские колядки

Народился наш Спаситель,
Всего мира Искупитель.
Пойте, воспойте
Люди во веки,
Торжествуйте, ликуйте,
Воспевайте, играйте!
Отец будущего века
Пришёл спасти человека!

Христос Спаситель
В полночь родился.
В вертепе бедном
Он поселился.
Вот над вертепом
Звезда сияет.
Христос Владыко,
В Твой день рожденья
Подай всем людям
Мир просвещенья!

Рождественские праздники были в России окончанием зимнего поста, а вслед за ними наступали Святки, самое бесшабашное время в году, продолжавшееся до Крещения. Это было время маскарадов, весьма вольных и небезопасных по тем временам увеселений. На эти балы замужняя женщина могла себе позволить отправиться в одиночестве, что в другое время для приличной дамы было делом совершенно невозможным. Правда, иногда это все очень плохо кончалось, достаточно вспомнить Лермонтовскую Нину.

Общественная «Ёлка» с гуляниями для увеселения почтенной публики впервые была организована в России в 1852 году в петербургском Екатерингофском воксале (от английского «Vaux-hall», помещения, предназначенного для публичных развлечений, музыкальных и танцевальных вечеров). Кстати, привычные нам вокзалы с поездами в те времена именовали «дебаркадЕр», на французский манер. Оба эти названия нередко встречаются в русской литературе того времени, перечтите, к примеру, «Анну Каренину» Л.Н.Толстого.

В последующие годы «Ёлки», сопровождаемые Благотворительными балами с обязательным Благотворительным Базаром, появились в дворянских, офицерских, купеческих собраниях и иных общественных местах. Стал такой праздник одним из главных событий года и в московском Благородном Собрании.

В 1863 году Владимир Даль, среди прочих понятий живого русского языка включил в статью «Ель» и такое: «Переняв, через Питер, от немцев обычай, готовить детям к рождеству разукрашенную, освещенную ёлку, мы зовем так иногда и самый день ёлки, сочельник.»


Рождественская елка в новом здании Ольгинского детского приюта Трудолюбия Синельниковского Общества благо-творителей и Попечения сирот в г. Красноярске. 1890-е гг.


“Рождественская елка в С.-Петербургском клубе художников”. С наброска Н. А. Богданова гравировал Л. А. Серяков. Конец ХIХ века.


Деньги на публичные ёлочные праздники не только выделялись из средств организаторов, но и собирались по подписке, как пожертвования.

На Ёлки для состоятельных господ, дети приходили в карнавальных масках и костюмах. Празднество устраивалось на широкую ногу: играл духовой оркестр, дети пели хором, декламировали стихи, гимназисты показывали «живые картины» - «заблудившиеся дети в лесу», «рождественская звезда» и другие. В конце всех наделяли подарками: куклами, игрушечными пистолетами, книжками с картинками. Были и другие ёлки, попроще, но от того не менее радостные, для детей из бедных семей, получавших в подарок мешочек, в котором было по стакану подсолнечных, арбузных, тыквенных семечек, по горсти фисташек, пять кисло-сладких барбарисок, пять мятных белых пряничков, с десяток крупных грецких орехов.

 
Ёлка в Управлении Петербургского градоначальства и столичной полиции. СПб, 1912 г.

1906 год подарил нам незабвенную песенку нашего детства:

В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зелёная была.

Несмотря на то, что многие считают её народной, песенка имеет двух авторов – княгиню Раису Адамовну Кудашеву и Леонида Карловича Бекмана.
Стихотворение Раисы Адамовны Кудашевой впервые было напечатано в 1903 г. в журнале «Малютка» под инициалами «А. Э.». Позднее, в 1905 году, стихи были положены на музыку композитором-любителем Леонидом Карловичем Бекманом. Ноты были опубликованы в 1906г. в сборнике «Верочкины песни».
Текст песни был переведен на азербайджанский, новогреческий, английский, немецкий, фин-ский, латышский и украинский языки.

 
Императорская Академия наук. Ёлка для детей. СПб, 1913 г.

Бум на новогодние ёлки сразу же стал основой развития промышленного производства ёлочных игрушек. Хорошо известно, что первые елочные шары были изготовлены в 1848 году в городке Лауш, герцогство Заксен-Кобург (современная Тюрингия). Там находилось известное стекольное производство, далёкое от такого баловства, как игрушки на ёлку. Но в Германии случился страшный неурожай на яблоки и украшать ёлки было попросту нечем, тогда монахи католического монастыря обратились к стеклодувам с просьбой сделать стеклянные яблоки. Так появились любимые всеми ёлочные шары. Сначала шары делали из цветного или прозрачного стекла, покрывая изнутри слоем ртути или свинца. Затем появились толстостенные шары в форме грозди винограда, изготовленные с помощью форм. Почти через 20 лет, в 1867 году, в Лауше открыли завод, оборудованный газовыми горелками с высокотемпературным пламенем, давшим возможность изготовления тонкостенных стеклянных шаров любых размеров, которые изнутри покрывались нитратом серебра с сахарной водой, а сверху – золотой и серебряной пылью. Более того, новая технология позволила наладить выпуск дутых тонкостенных стеклянных фигурок, фруктов, овощей, рыб, птиц, сказочных персонажей, сделавших немецких мастеров признанными лидерами в производстве ёлочных украшений. Считается, что немецкие стеклодувы использовали для своих игрушек не менее 5000 форм.
И только в начале ХХ века производством стеклянных ёлочных игрушек занялись в чешской Богемии, Польше, Америке и Японии.

В дореволюционную Россию в начале XX века большинство игрушек привозили именно из Германии. Стеклянные шары и фигурки стали мирно соседствовать на ёловых ветвях со сладостями и яблоками. Кроме стеклянных, выпускались также игрушки из ткани, фигурки из ваты, дерева, стекляруса, бутафорские фрукты из папье-маше. В середине XIX века в Москве открылась первая фабрика по производству «бенгальских» огней «без цвета и запаха». Как и из чего они делались хорошо известно с детских лет всем, кто хоть однажды прочел незабываемые приключения Миши и Коли в рассказе Николая Носова. Бенгальские огни за 150 лет стали неотъемлемой частью нашего новогоднего веселья.

На рубеже XIX—ХХ веков появился более демократичный, чем дорогие стеклянные шары, вид ёлочных украшений под названием «дрезденский картонаж».


Русские елочные игрушки начала ХХ века и «дрезденский картонаж»

На фабриках Дрездена и Лейпцига производили тисненые фигурки, склеенные из двух половинок выпуклого картона, тонированного золотой и серебряной краской. Они казались сделанными из настоящего металла. Особым разнообразием, изяществом и тонкостью работы славились дрезденские мастера. Вдохновением для художника, придумывавшего шаблон, служило все, что угодно: достижения, современной ему техники (экипажи, запряжённые лошадьми, колёсные пароходики и дирижабли), животные (фазаны, лягушки, аисты, медведи и слоны), экзотические плоды, музыкальные инструменты, туфельки, бонбоньерки или домики.


Антикварные украшения из картона. Германия

Ёлочные украшения по подобию «дрезденского картонажа» выпускала в 50-е годы XX века и советская промышленность, а поскольку они не бились, их можно часто встретить и сегодня.

 
Картонные фигурки из собрания музея "Клинское Подворье"

В конце ХIХ века в России появились первые артели по производству ёлочных игрушек, и, даже, завод в Санкт-Петербурге, но самыми доступными и популярными оставались игрушки самодельные.


Артель по производству елочных украшений. 1913. К. Булла. ЦГАКФФД СПб

Накануне Рождества в продаже появлялись специальные альбомы: цветные литографии с личиками ангелов и Дедов Морозов надо было вырезать и приклеить к картону, а тело сделать из ваты или ткани, и украсить, кому как нравилось.



В аналогичных промышленных игрушках лица делали выпуклыми, из картона, а позже — фарфоровыми. Их также привозили из Германии, но они были довольно дороги, поэтому их можно было не только купить, но и взять напрокат.
Состоятельные семьи из провинциальных городов выписывали ёлочные игрушки из Петербурга, стоила такая посылка очень приличных денег – 15 рублей. В ней были свечи с подсвечниками, парижские птички, обезьяны, бразильские бабочки, картонажи, шары, бусы, хлопушки, ордена, кометы, звезды, дождь. Газеты того времени писали: «Первый день Нового года есть превосходнейший день для торговли. Жаль, для купечества, что день такой только один в году!»

И повсюду продавались очень популярные поучительные святочные рассказы о детях, совершавших во славу Христа добрые поступки, чаще всего ценой отказа от собственных удовольствий.
Мне особенно нравится сюжет, где богатая девочка услышала в церкви предрождественскую молитву нищей женщины, в которой та жаловалась, что у нее трое детей, которых нечем кормить, потому что никто не подал ей сегодня милостыни. Эта женщина вернулась домой в полном отчаянии, ни дров, ни еды дома не было, а сама она была больна и не могла идти на мороз просить денег. И вдруг произошло чудо – в ее лачугу постучали, а потом слуга внес туда корзины с едой, свечами и одеждой, а, следом, наряженную елку. А в это время у себя в доме маленькая девочка говорила маме, что она счастлива тем, что, пусть у нее самой нет ни елки, ни подарков, ни сладкого угощения, она смогла сделать чудо для тех, кто в нем больше всего нуждался. Очень трогательно, не правда ли?.. История о сострадании и милосердии, в которых так нуждаются современные дети. Жаль только, что рассказы начала века они вряд ли станут читать, слишком наивными они им покажутся, а вот на детей того времени эти истории производили сильное впечатление, достаточно почитать мемуары известных людей, чтобы убедиться в этом.

 
Продолжение следует...

Часть 2. Трудные времена. Ёлки и ёлочные игрушки в 20 - 30 г.г. в СССР

Comments

( 2 комментария — Оставить комментарий )
Лена Лапушкина
4 янв, 2013 13:41 (UTC)
Огромное спасибо за увлекательный рассказ. Сами неделю назад ездили в Клин на фабрику. В пробку не попали, но любопытство пробудили. А сегодня были в Колонном зале дома Союзов. На елке. И мне стало интересно, что за елка там была 75 лет назад. Ничего толковее вашей статьи в интернете не нашла. Спасибо. Не поделитесь источниками?
Мне вот интересно, сколько на ней тогда было детей (сегодня 1500 вместе с родителями) Что это были за люди. Помятуя, что встречали 1937 год, сколько детей следующий н.г. встретили в детском доме т.к. их родителей расстреляли. Много разных вопросов. А ответов не найду.
texart
6 янв, 2013 07:35 (UTC)
И вам спасибо, что прочитали. Я этот текст написала уже 2 года назад и, честно говоря, толком не помню из каких именно источников была та или иная информация. Основой послужила экскурсия на фабрику, мое филологическое образование, знакомство с коллекционером советской игрушки Сергеем Романовым, Википедия... Я ведь и про дальнейшую судьбу елки собрала сведения, но уже где-то в марте, как-то странно было выкладывать, решила к следующему Новому году... И вот уже 2 года подряд столько наваливается дел, что совершенно не до интернета. А сейчас, благодаря вашему отзыву, решила все-таки довести начатое до конца. Сяду, перечитаю, может быть что-то перепишу, подберу иллюстрации и выложу (даже еслибудет лето). Спасибо вам. И приглашаю вас в свой журнал http://texart.livejournal.com/, поскольку в данном проект я уже не работаю.
( 2 комментария — Оставить комментарий )

Profile

gnezdo_craft
Место для творчества и душевных посиделок
Арт Клуб "Гнездо"

Latest Month

Апрель 2011
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com